20+ секретов советского боевика «Белое солнце пустыни», узнав которые, захочется снова его посмотреть

Еще до того, как кинолента стала эталоном «истерна» и классикой жанра, народ растащил ее на цитаты: «За державу обидно», «Таможня дает добро», «Восток — дело тонкое», «Вопросы есть? Вопросов нет!». Все эти крылатые фразы не были прописаны в сценарии, а были придуманы прямо в процессе съемок.

обратился к истории создания горячо любимого и узнаваемого с первого кадра фильма.

  • Сценаристы долго не могли придумать сюжет, пока один из ветеранов Гражданской войны не вспомнил реальную историю о том, как басмачу пришлось бросить посреди пустыни свой гарем, чтобы уйти от погони Красной армии. Изначально сценарий писался для режиссера Андрея Кончаловского, но тот от него отказался, также поступили и многие другие режиссеры «Мосфильма», включая Андрея Тарковского.
  • Прочитав сценарий, Владимир Мотыль также не захотел с ним работать, объяснив это тем, что в фильме не хватает доброты и любви, а главный герой — академический красноармеец, а не живой человек. Вскоре режиссер увидел сон: по траве среди березок идет кустодиевская красавица с коромыслом. Так режиссер «увидел» и поверил в героя, а Сухов перестал быть черствым солдатом и обрел свою любовь. В сценарий внесли правки, и началась работа.
  • Товарища Сухова заменили прямо перед началом съемок, потому что Георгий Юматов, который должен был его играть, подрался, а грим не мог скрыть синяки. Роль отдали Анатолию Кузнецову, которого незадолго до этого «зарубил» худсовет. На роль молодого красноармейца Петрухи пробовались многие актеры, в том числе Савелий Крамаров и Юрий Чернов, но утвердили Николая Годовикова, который не был профессиональным актером, а работал слесарем на заводе.
  • Фактурных стариков, которые заявляют «Давно здесь сидим», искали по всей стране: одного изобразил Яков Ленц, помимо прочего, продавший сигареты «Друг» Юрию Деточкину, другого режиссер знал еще по «Детям Памира», третьего нашел ассистент в соседней закавказской республике, а четвертого, что спал на ящике с динамитом, звали Май-Маевский, в 20-х годах он был курьером у Ленина.
  • На роль Катерины Матвеевны просмотрели десятки профессиональных актрис, но не могли найти фактуру. Зазноба Сухова попалась режиссеру в коридорах «Ленфильма»: Галина Лучай работала редактором программы «Кинопанорама», и перспектива стать кинозвездой ее не манила.

 

  • Ноги Катерины Матвеевны в кадре «играла» другая женщина, потому что у Галины Лучай они были слишком худые. Режиссер отправил своего ассистента Николая Конюшева в подвал на многолюдном Кировском проспекте наблюдать за дамскими ногами. Завидев подходящие — достаточно пухлые, тот кинулся к их обладательнице и попросил разрешения снять ее ноги в кино.
  • Из 9 «жен Абдуллы» только 3 были актрисами, остальных сыграли филолог, баскетболистка, продавец, искусствовед, инженер. Когда было особенно жарко, девушек со съемочной площадки отпускали и в эпизодах их дублировали солдаты из местной воинской части.
  • Младшую жену в гареме играли 2 актрисы. В начальных сценах роль Гюльчатай исполнила Татьяна Денисова, у которой даже завязался роман с «Петрухой», но во время пересъемок картины уже играла студентка Татьяна Федотова. Несмотря на успех фильма, эта роль оказалась для актрисы единственной. А озвучивала младшую из жен Абдуллы Надежда Румянцева, та самая Тося из «Девчат».

 

© Белое солнце пустыни / Киностудия «Мосфильм»

 

  • Режиссер сохранил классическую компоновку вестерна: немногословный шериф — товарищ Сухов. Индеец — антагонист главного героя — Абдулла. Благородный индеец, помощник главного героя — Саид. Коварные бандиты — басмачи и белогвардейцы.
  • Перед съемкой пришлось заниматься прополкой пустыни. В Каракумах часто шли дожди, и песок скрыла трава. Режиссер договорился с армией, и солдаты за несколько недель пропололи десятки квадратных километров пустыни возле Байрам-Али.
  • «Белому солнцу» не досталось съемочного крана — его пришлось мастерить прямо на площадке из подручных средств. Выглядело это так: бетонный мешок для противовеса, ствол дерева, на котором, как на качелях, сидит оператор с оборудованием.

Читай продолжение на следующей странице