4 психологических приема от создателей хорроров, благодаря которым даже хрустящая за кадром капуста может изрядно пощекотать нервы

Фильмы ужасов интересны не только любителям жанра: время от времени пощекотать себе нервишки норовят все, даже те, кто предпочитает романтические комедии. Дело в том, что во время просмотра хоррора человек переживает яркий всплеск эмоций, который в повседневной жизни подавляется. Так можно освободиться от накопившегося напряжения, а еще на время забыть о реальных проблемах.

Мы в очень боялись, но все же пересмотрели много ужастиков. А потом изучили пугающие своей серьезностью психологические исследования, чтобы понять, что такого делают создатели фильмов, чтобы душа уходила в пятки. И нам удалось выяснить кое-что интересное.

1. Создатели фильмов всегда выбирают волнующие зрителя темы

 

Хоррор-индустрия ежегодно выпускает сотни кассовых лент. Как же удается продолжать пугать зрителя? Дело в том, что создатели фильмов полагаются не только на страшную силу искусства и современные технологии, но и на мнение психологов и психиатров, которые точно знают, чего люди не перестают бояться. Итак, доподлинно известно, что нас неизменно заставляют жмуриться следующие темы.

  • Больницы и врачи. Люди боятся потерять контроль над ситуацией и доверить свою жизнь неизвестному человеку. Так что все эти истории про эксперименты и потерю разума бьют прямо в цель. Например, фильм «Коматозники» (Flatliners), где по сюжету студенты-медики, одержимые желанием узнать, что происходит с человеком «по ту сторону», решаются на рискованный опыт.
  • Искажение реальности. Нет ничего хуже, чем не понимать, где реальность, а где фантазии, считает наш разум, а тело отвечает ему мурашками. Подтверждают сказанное такие шедевры, как «Остров проклятых» (Shutter Island) и «Машинист» (The Machinist).
  • Превращения собственного тела. Деформация вызывает одновременно отвращение и любопытство, и если со временем первое притупляется, то второе только нарастает. А иногда герои остаются еще и довольны результатом. Примеры: «Бивень» (Tusk), «Муха» (The Fly), «Слизняк» (Slither).

 

  • Дети. Они рисуют странные рисунки, на которых есть мама, папа и непонятная субстанция, летающая под потолком; поворачивают голову на 360 ° и коварно улыбаются, совершая что-нибудь неожиданное. А нам жутко на это смотреть, ведь детишки такие милые и невинные. Эксплуатируют образ малышей, которые пугают до дрожи в коленках, фильмы «Сомния» (Before I Wake), «Звонок» (The Ring), «Дело № 39» (Case 39) и классика жанра — «Омен» (The Omen).
  • Иррациональное. Нет ничего страшнее, чем нащупать в темном шкафу мохнатого гремлина вместо пижамы. Некоторые кошмары зависят от локации: призраки в фильмах всегда живут в старых домах, проклятия — в шкатулках. Кое-какие действия монстров поддаются логике и имеют цикличность: девочки вылезают из телевизоров только на 7-й день после просмотра видеокассеты, клоун Пеннивайз веселит детей раз в 27 лет. А есть такие персонажи, действие которых предсказать невозможно: когда захотел, тогда и напугал. За такими идеями и охотятся сценаристы ужастиков по всему миру.
    Злые куклы и клоуны, привидения, обожающие опыты инопланетяне — все кошмарное и ужасное, не поддающееся логике, продолжает притягивать зрителя к экрану. Вспомните хотя бы успех фильмов «Астрал» (Insidious) и «Паранормальное явление» (Paranormal Activity).

2. Свет и цвет имеют значение

 

Оказывается, пугать красиво — целое искусство. Умелые операторы и видеоинженеры превращают простой пейзаж в кошмар наяву, увидев который зритель боится спать даже с открытой дверью при включенном свете.

Кинобоссы снова пошли сложным путем: взяли на заметку реакции человеческой психики на разные цвета и освещение. Обилие света напомнит все ту же больницу, а одна покачивающаяся под потолком лампочка в кадре — и он становится жутким и гнетущим. Но самый излюбленный прием киношников — начать пугать с наступлением темноты, «ибо ночь темна и полна ужасов». Этот страх животный и архаичный, но от того не менее сильный. Мы, современные жители мегаполиса, не включив свет, можем максимум стукнуться ногой об угол кровати. А наши дальние предки понимали, что темнота таит в себе множество опасностей вполне реальных: дикие звери, ядовитые растения, да и просто возможность споткнуться о любую корягу.

 

В следующий раз при просмотре ужастика, когда даже мурашки не решаются ползать по коже, обратите внимание на темные и пессимистичные оттенки окружающего героев мира. Все тусклое, но очень контрастное: черные и серые цвета затеняют все отвлекающее от «самого страшного по сюжету» и позволяют глубже погрузиться в атмосферу фильма.

Читай продолжение на следующей странице