Как сложилась судьба единственной из женщин Пикассо, чью жизнь он так и не сумел сломать, как ни пытался

В жизни Пабло Пикассо было 7 «главных» женщин, и лишь одну из них он так и не смог сломить, как ни пытался. Франсуаза Жило прожила с Синей Бородой, как впоследствии она называла бывшего возлюбленного, 10 лет, родила от него 2 детей и не только не сошла с ума после разрыва с ним, как некоторые ее предшественницы, но и стала известной художницей и графиком. В ноябре 2020 года ей исполнится 99 лет, а она до сих пор продолжает рисовать.

Редакция AdMe.ru на одном дыхании прочитала мемуары Франсуазы «Моя жизнь с Пикассо», которые прославленный гений не раз пытался запретить печатать, и готова рассказать об истории любви великого художника и той единственной женщины, что смогла «выжить» после встречи с ним.

 

Франсуаза Жило и Пабло Пикассо познакомились в 1943 году в парижском ресторане «Каталонец». На тот момент ей был 21 год, ему — на 40 лет больше. Он подсел за столик, где она сидела с подругой, и, узнав, что обе они художницы, предложил зайти как-нибудь в его мастерскую посмотреть на картины.

Через неделю девушки осмелились прийти в святая святых. Пикассо встретил их с приятной улыбкой и начал показывать свою квартиру. Подруги мечтали увидеть его работы, а вместо этого он долго водил их по разным этажам, хвалился горячей водой и читал лекцию о том, как делать канифоль. Когда девушки уже собрались домой, он все-таки показал несколько картин и предложил приходить к нему еще.

И Франсуаза продолжила навещать Пикассо. Ей нравилось показывать ему свои картины, разговаривать об искусстве и жизни. Но, будучи наслышанной о его выходках, она точно знала, как себя следует с ним вести. Когда он начал оказывать ей недвусмысленные знаки внимания, она спокойно их принимала: знала, что, если сделаться «легкой добычей», он сразу потеряет к ней интерес и отстанет. И это сработало.


Франсуазе тогда не нужны были отношения, она и без того переживала нелегкий период. Ее отец всегда хотел мальчика, поэтому и воспитывал ее как мальчика — учил быть бесстрашной, сильной, преодолевать любые трудности, и это однажды обернулось против него. Он желал, чтобы дочь стала юристом, но, выучившись в Сорбонне и получив степень бакалавра философии и английской литературы, девушка поняла, что мечтает только об одном — о рисовании. Она впервые пошла против воли деспотичного родителя. Произошел страшный скандал, и она переехала к бабушке.

Но отец не желал оставлять все как есть и много раз пытался упечь дочь в сумасшедший дом. Единственной отдушиной для нее тогда было искусство и Пикассо — художник, которым она восхищалась, и единственный человек, в чьем присутствии она чувствовала себя свободно.

Автопортрет Франсуазы Жило, 1952 год.
Они полгода кружили вокруг друг друга, а когда Жило поняла, что испытывает к этому испанскому художнику нечто большее, чем дружескую привязанность, стали любовниками. Франсуаза шла на это с открытыми глазами, заранее зная, что рассчитывать на вечную привязанность со стороны Пикассо не стоит. Но тогда ей это было и не нужно, она воспринимала этого великого человека лишь как очередной вызов: «Я испытывала потребность зайти слишком далеко просто с целью доказать себе, что способна на это. И познакомившись с Пабло, поняла, что передо мной нечто очень значительное, с чем можно потягаться». Возможно, именно отцовская закалка и помогла ей не сломаться после встречи с гением.

А ломаться было от чего. Она на собственном опыте узнала, что значит быть женщиной Пикассо. Если раньше они виделись чуть ли не каждый день, то теперь он сравнивал их отношения с открывшимся окном и предлагал встречаться как можно реже. Да и поведение его никогда не было ровным: если сейчас он был нежен, то в следующий раз обязательно становился грубым и жестким. Однажды он даже заявил, что для него существует только 2 типа женщин — богини и подстилки. «Всякий раз, заподозрив, что я чувствую себя слишком уж богиней, он всеми силами старался превратить меня в подстилку», — вспоминала Франсуаза в своей книге.

Она ни на минуту не забывала обо всех предыдущих любовницах мастера, чьи жизни он уже разрушил, и не собиралась становиться очередной его жертвой. Франсуаза и сама была очень независимой и не думала надолго связывать с ним жизнь. Когда Пикассо повторял, что она для него ничего не значит, что превыше всего он ценит свою свободу, отвечала ему в том же духе или просто смеялась над его выходками и не появлялась после этого месяцами.

Однажды девушка поняла, что встречи с Пабло пора прекращать, тем более что он по-прежнему виделся со своей бывшей музой Дорой Маар, хотя и охладел к ней. Она запрещала себе приходить к Пикассо, но чем дольше его не видела, тем сильнее ей хотелось встретиться: «До тех пор он был для меня великим художником, теперь стал личностью. Я не думала, что смогу его полюбить. Теперь поняла, что иначе и быть не могло». И Франсуаза решила остаться.

В 1946 году она переехала к Пикассо и первые месяцы даже не выходила из дома: наблюдала, как он рисует, позировала ему. В это время он создал один из самых знаменитых ее портретов, который назвал «Женщина-цветок». Он рисовал и параллельно рассказывал ей об особенностях своей работы, давал уроки живописи, которые Франсуаза запомнила на всю жизнь.

 

Пабло Пикассо «Женщина-цветок», 1946 год.
Жить с таким талантливым человеком было настоящим испытанием, особенно для любящей женщины. Пабло любил стравливать людей, а самых близких подвергать всевозможным испытаниям. Первое платье, которое Пикассо ей подарил, он купил на рынке, выбрав самое безобразное. Своей готовностью носить его она должна была доказать, что стоит выше боязни насмешек и тщеславия.

Живописец ненавидел выкидывать вещи, не желал избавляться даже от пустого спичечного коробка, и точно так же относился к людям. Потеряв интерес к очередной женщине, он все равно не мог допустить, чтобы у той появилась собственная жизнь. Франсуаза пришла к выводу, что у него что-то вроде комплекса Синей Бороды. Только он не убивал своих жен, а оставлял в них немного жизни, чтобы иногда навещать их и заставлять страдать.

А призраки бывших муз постоянно витали рядом. На отдых он повез ее в Менерб, в дом некогда любимой им Доры Маар. Как только они туда приехали, Пикассо начал получать нежные письма от еще одной пассии, Марии-Терезы Вальтер, и каждое утро читал их вслух с одобрительными комментариями. Жить в доме его любовницы, куда еще приходят письма от другой, было для Франсуазы невыносимо, и она решила, что с нее хватит. Вот только Пабло никак не желал ее отпускать. Он не только уговорил ее остаться, но и внушил, что рождение ребенка все исправит.

Вернувшись с отдыха, пара поселилась во французском городке Валлорис, в квартире, в которой когда-то Пикассо жил вместе с первой женой Ольгой Хохловой. На тот момент они до сих пор были женаты — гений живописи не хотел разводиться, потому что тогда бы ему пришлось отдать половину своих картин.

Ольга принялась их преследовать: каждый день присылала письма, ходила за ними, выкрикивая оскорбления, а если представлялась такая возможность, то щипала или толкала новую возлюбленную мужа. Больше так не могло продолжаться, и Франсуаза предложила переехать. На это Пикассо ответил, что ему Ольга нисколько не мешает, и раз это нужно ей, то помогать с переездом он не намерен. Более того, перебраться на новое место необходимо за 1 день, чтобы ход его жизни нисколько не был нарушен, и если она не успеет перевезти хотя бы один клочок бумаги, то ей достанется. В тот день она до вечера таскала коробки с вещами из одного дома в другой.

Читай продолжение на следующей странице